Решил погуглить, чем люди мажут свои принтеры. И аж воспылало в районе стула.

Кто чем, только не тем, чем можно (я даже не говорю «нужно»).

Краткий ликбез:

Большинство мажет литиевыми смазками (на литиевой основе, типа «Литол» и т.д.), даже популярные в этой теме блогеры, которые гордо называют себя «технарями» так делают. А потом каждый второй пост о том, что «люфт каретки, помогите». Поясню: литиевые смазки отлично смазывают. Даже пластик. Только они его кушают, потихоньку. Это не так как с кислотой и цинком, при нанесении литола на каретку не будет волшебного Пшшшъ, эффект больше сравним с курением и алкоголем для человека. Одна сигарета ничего не значит.  Но десяток лет… Ну вы поняли. Так и тут. Смазка должна в первую очередь защищать движущиеся части от износа (если это трение качения), а уже потом уменьшать силу трения (усилие страгивания пока опустим, для трения качения оно не столь существенно). А литиевые смазки пожирают пластиковые элементы. Например на том же HIWIN помимо крышек и направляющих для обратного хода шариков, на некоторых каретках есть еще пластиковые сепараторы. Не удивительно, что от литола они начинают люфтить уже через год редкого использования. Но это еще не все. Литол ЖРЕТ алюминий, если добавить воды. То-есть алюминий в среде лития корродирует от воды. А ваши принтеры на половину из алюминия!

Другие же немного умеют в матчасть и понимают, что мазать литиевой смазкой каретку с пластиком — такой себе план. И ищут силиконовые смазки. Но только дело в том, что большинство силиконовых смазок при малейшем нагреве превращаются в воду и тотально не подходят для смазывания чего либо в принтере с боксом. Даже густые силиконы. Более того, они часто просто уменьшают силу трения. Никакой защиты движущимся частям (это я сейчас об обычных силиконовых смазках говорю, которые «в соседнем автомагазине» продаются).

Один человек написал про ЦИАТИМ 201 даже (неужели), но зайти немного дальше у него не хватило терпения наверное. ЦИАТИМ 201 — морозостойкая смазка на силиконовой основе. Работает до -150C градусов, но верхний придел около +50C, причем при положительных температурах очень быстро сохнет (повторяю, при комнатной температуре смазка ВЫСЫХАЕТ и перестает смазывать, если кто не понял), но при этом еще и очень гигроскопичная, то-есть, если в воздухе нет влаги, то она высохнет и не будет смазывать, но если влага есть, то она ее напитает и потеряет свои свойства, и тоже не будет смазывать, иными словами, она тотально не подходит для работы на открытом воздухе. Только в герметичных узлах и агрегатах. Еще при длительном хранении распадается на фракции. Поэтому решение не плохое только если вы собираетесь в Сургуте зимой в неотапливаемом герметичном гараже что либо печатать.

Но чем же тогда смазывать? Я не даром написал, что человек, писавший про ЦИАТИМ 201 немного «не дошел».

Так вот, смазка называется ЦИАТИМ 221 (на силиконовой основе). Применяется для высокоточных устройств, в том числе пластиковых и резиновых изделий. Дополнительно обладает противозадирными свойствами (ваши валы скажут спасибо). Не высыхает. Среднетемпературная. Храниться 40 лет без потери свойств! Это для обычных принтеров (открытых). Причем смазка изначально проектировалась для смазывания направляющих и подшипников, в том числе линейных! К тому же уменьшает усилие страгивания для линейных подшипников скольжения.

Для принтеров с термобоксом/термокамерой есть ЦИАТИМ 221F (фторосодержащая). Все то же самое, но держит до 160 градусов С. Улучшены противозадирные свойства. Но для работы при комнатной температуре может быть слегка густовата.

Есть еще ЦИАТИМ 221CF. Это вообще отлично защищает от износа и работает в зоне повышенных температур (180C и выше), но еще более густая. Лучше не нужно. Да и найти ее проблематично.

Стоит примерно 150 рублей за 20 грамм на авито (кило за 2000 рублей в жестяной банке). Можно купить в мелкой таре, но найти сложнее.

Я нашел ее даже в своем зажопинске (221-ую, без F) с 30 тыс населением в автомагазине (правда там была банка только на литр).

Минусов у смазки только два. 1. Гигроскопичность все же осталась (7%, хотя ни на что это не влияет в таком соотношении). 2. Низкая химическая стойкость (пары растворителя ее убивают, поэтому прежде чем пихать только что протертое растворителем стекло в принтер, дайте ему просохнуть). Но низкая химическая стойкость свойственна и литолам, их же смывают бензином и растворителем (кеп). Поэтому это не то что бы минус, просто нужно не быть балбесом.

Так же есть фирменные смазки для рельс. Но стоят они не дешево, да и купить их часто проблематично.

Вообщем хватит этого мракобесия. Мажьте нормальной смазкой, тем более что стоит она копейки. Блогеры, тоже заканчивайте пороть чушь! Вы же должны поднимать градус технической грамотности 3D печатников, а не наоборот, литолом мазать пластик и алюминий.

P.S. Стиль повествования старался сделать развлекательно-поучительный. подумал, что так интересней будет читать, чем сухую техничку. Периодически буду публиковать подобные посты под тегом «антимракобесие». Комментарии приветствуются!

p.p.s. старую смазку не забудьте вымыть.
Подробнее…

Антимракобесие #1. Смазка для линейных направляющих, подшипников, кареток